В предыдущих статьях я рассказывала, что для больших заработков нужно иметь правильное образование, а также приводила примеры высокооплачиваемых специальностей. Это фундаментальные факторы, влияющие на ваш доход. Но есть и другие моменты, знание которых поможет вам больше зарабатывать и быстрее продвигаться по карьерной лестнице. Например, знаете ли вы, что красивые люди зарабатывают больше, чем некрасивые? В России нет исследований на эту тему (во всяком случае, я не смогла найти), а вот в США недавно опубликовали несколько серьезных книг и статей на эту тему.
В книге Beauty Pays: Why Attractive People Are More Successful (За красоту платят: Почему привлекательные люди более успешны) Даниель Хамермеш (Daniel S. Hamermesh) рассказывает о том, что привлекательные люди зарабатывают на 3-4 % больше, чем люди, которые выглядят средне, и на 13% больше, чем люди, которые некрасивы. За все время работы красивые люди могут заработать на сотни тысяч долларов больше, чем некрасивые, при этом имея такое же образование и выполняя ту же самую работу. Кроме того, красивым людям проще найти новую работу, проще продвигаться по службе, легче получить кредит в банке с меньшим процентом и легче выбрать более красивого обеспеченного супруга.
Красивые люди приносят больше денег в компанию и считаются более ценными сотрудниками. Это особенно верно для специальностей, где требуется работа с клиентами, например, в прямых продажах. Причина, по мнению некоторых психологов, в том, что клиенты рассматривают красивых людей как более желанных сексуальных партнеров и готовы с ними больше общаться и пользоваться их услугами. То же самое происходит и при приеме на работу, когда начальник интервьюирует потенциального работника. Это происходит на подсознательном уровне, даже когда у клиента или у начальника нет никаких реальных планов на привлекательного сотрудника.
Существенную роль также может играть эффект ореола (halo effect), когда мы приписываем красивым людям характеристики, которых у тех нет, основываясь на общем впечатлении (ореоле). Представьте, что вы руководитель, и у вас есть вакансия начальника отдела с зарплатой 60 - 80 тысяч рублей в месяц. Первый кандидат-мужчина подъехал к вам на собственной машине, он высок, подтянут, ухожен и даже красив. Второй кандидат приехал на метро, у него лысина, и под костюмом с рынка видно брюшко. Образование у них одинаковое, опыт работы схожий. Первый кандидат хуже отвечает на специфические технические вопросы, дает понять, что его больше интересует зарплата и карьерный рост, чем выполнение данной конкретной работы. Второй кандидат разбирается в теме и сходу предлагает свои варианты решения ваших проблем. Однако первый кандидат очаровал вас и ваших сотрудников своим поведением. Вы подумаете, что раз он на машине, то, наверное, он очень хороший и высокооплачиваемый специалист, а сегодня он просто волнуется (вы же не знаете, что машина куплена в кредит). Вы подумаете, что он по-хорошему амбициозен, желает развиваться на этой работе, а вовсе не карьерист, готовый идти по головам, хотя, возможно, на самом деле так оно и есть. Скорее всего, вы предложите работу красавчику. Более того, вы предложите ему максимальную зарплату в 80 тысяч или близкую к этой сумме. Вы оказались жертвой эффекта ореола и приписали красавчику те черты, которых у него нет (хороший специалист, целеустремленный характер), основываясь на общем хорошем впечатлении от него.
Очевидно, красивые люди более уверенны в себе, а значит, могут себя лучше подать, лучше ведут себя в обществе. Кроме того, Хамермеш считает, что красота и характер позитивно коррелируются, то есть у людей с более привлекательной внешностью и характер более дружелюбный. Именно это – уверенность в себе, хороший характер – и привлекает работодателей в красивых людях. Есть и другие точки зрения, например, что красивые люди обладают бОльшим интеллектом (особенно это касается мужчин).
Что же делать тем, кто не очень красив? Наверное, не стоит идти в те специальности, где привлекательная внешность особо ценится. При этом совсем не обязательно забросать любимое дело, просто нужно чуть изменить фокус деятельности. Как советуют психологи, не стоит заниматься прямыми продажами машин, лучше работать автомехаником, и не стоит идти диктором на ТВ, лучше на радио. Я бы рекомендовала при отсутствии выраженных недостатков просто больше уделить внимания своей внешности – прическе, одежде, макияжу, улыбке. В большинстве случаев этого было бы достаточно для существенного повышения своей привлекательности.
В крайнем случае в современном мире можно подкорректировать свою внешность. Если верить исследованиям Хамермеша, то такие в прямом смысле инвестиции в себя очень даже могут окупиться.
Если вы замечаете, что вам платят меньше, чем другим сотрудникам вашего уровня, проявите активность и попросите повышения зарплаты.
Анастасия Милькова, обозреватель «О богатстве. ру»
При размещении активная ссылка и указание автора обязательны.