- Категория: Принципы инвестирования
- Опубликовано 15 Июль 2013
- Автор: Анастасия Милькова
- Просмотров: 5253
Во многих финансовых журналах есть колонки, в которых различные эксперты – финансовые аналитики, представители банков и брокеров – предсказывают цену акций и различных товаров, например, золота и нефти, и направление движения всего рынка в будущем. Можно ли им верить? Стоит ли, прочитав их прогноз, бежать и покупать рекомендованные акции? Давайте разбираться.
Начнем со статистики. В России пока мало финансовых аналитиков, которые предсказывают цену акций в течение долгого времени, регулярно и открыто на всю страну. Поэтому проверить достоверность предсказаний российских экспертов довольно тяжело. Но в США, стране с гораздо более развитым рынком инвестиционных услуг, есть эксперты, достоверность прогнозов которых можно легко оценить. Специалисты компании CXO Advisory сделали такой анализ и
Получается, что инвестиционные решения будут гораздо прибыльнее, если мы будем просто подбрасывать монетку на «орел-решка» и верить ей (так у нас будет 50% успешных прогнозов), чем верить экспертам из журналов, телевизора и интернета (менее 48% успешных прогнозов)!
Почему же финансовые аналитики не могут достоверно и постоянно (в течение продолжительного периода времени) предсказывать будущие цены акций? Ответ на этот вопрос дает лауреат Нобелевской премии по экономике Даниэл Канеман в своей книге «Мышление, быстрое и медленное» (
Даниэл Канеман делит все области, в которых люди принимают решения и делают предсказания, на 3 группы:
1. Высокодостоверные. В этих областях известны все сценарии развития событий, и результаты принятых решений быстро приводят к результатам, из которых можно извлечь уроки, где можно научиться делать достоверные предсказания. Это, например, шахматы или вождение автомобиля.
2. Малодостоверные. Это области, которые характеризуются большой непредсказуемостью, и которые людям трудно изучить и полностью понять. Например, долгосрочный прогноз погоды или прогноз землетрясений. Правильные предсказания возможны, но сделать их трудно. В малодостоверных областях алгоритмы справляются с предсказаниями гораздо лучше, чем «эксперты».
3. Области с нулевой достоверностью. В этих областях возможно неисчислимое количество вариантов развития событий, которые предсказать в принципе невозможно. Предсказание политических событий и цен акций, особенно в долгосрочной перспективе, относятся именно к этой группе.
Вот лишь некоторые громкие предсказания экспертов, которые не сбылись:
-
«Самолеты интересны, но бесполезны для военных действий» – маршал Фердмнанд Фох, французский военный стратег, 1911.
-
«Автомобиль – это новинка и лишь модная причуда, а вот лошадь останется» – президент банка, который советовал не инвестировать в компанию Форд, 1903.
-
«Кто захочет слышать говорящих актеров?» – Генри Уорнер, Уорнер Бразерс, 1927.
-
«Нам не нравится, как они звучат. Эпоха гитарных групп проходит» – звукозаписывающая компания Декка Рекордс о группе Битлз, 1962.
-
«Нет никаких причин для того, чтобы люди захотели иметь компьютер у себя дома» – Кеннет Олсен, президент крупнейшей на то время компьютерной компании Диджитал Эквипмент, 1977.
Никто не знает будущего, никто не может его предсказать. Тем не менее, так называемые «эксперты» продолжают делать предсказания на финансовом рынке. И их услуги пользуются спросом – ведь журналам нужно заполнять страницы, а телевизионным ведущим о чем-то говорить в эфире. Но наиболее успешные инвесторы знают, что читать газеты – вредно. Важная информация сама вас найдет. Об этом много пишет Нассим Талеб (Nassim Taleb) в своей последней
Но и это не все. Помните, что многие финансовые аналитики работают на банки и «продвигают» те или иные акции в соответствии с текущей инвестиционной политикой своих банков. У таких «экспертов» есть свой «шкурный интерес» (по-научному, мотивационная предвзятость), так что всегда обращайте внимание на то, кто платит за их финансовые прогнозы.
Но если верить финансовым аналитикам из телевизора и журналов нельзя, то что же делать? Мой совет такой. Первый вариант – вы можете инвестировать в акции компаний, деятельность которых вы знаете и понимаете. Например, вы долго работаете в фармацевтике, знаете эту отрасль изнутри и можете предположить успешность той или иной компании в будущем. Или вы постоянно ходите в рестораны одной сети, вам очень нравится их еда и обслуживание, вы видите, что внутри ресторанов всегда много посетителей. Когда эта сеть ресторанов выходит на биржу – смело покупайте их акции. Второй вариант, более предпочтительный – инвестируйте деньги сразу в весь рынок целиком, покупая индексные паевые фонды регулярно и дешево (а еще лучше, бесплатно). Все преимущества такого подхода к инвестированию описаны в моей статье «Инвестируем в акции «не парясь».
Анастасия Милькова, обозреватель «О богатстве. ру»
При размещении активная ссылка и указание автора обязательны.